Этот очень многожанровый и, вне всяких сомнений, интересный сериал начали экранизировать в конце 2003 года, примерно в то самое время, когда закончился показ «Изгнанника», еще одного эпоса-2003. У обоих произведений есть сразу две схожести: они оба замешаны на милитаристском сюжете, и они оба взяли за основу паропанковскую теорию построения мира. Вообще, если говорить обобщенно, то паропанк получил в начале этого века свою вторую жизнь, после того как японцы активно начали ставить фильмы и сериалы на его основе: «Сакура: Война миров», «Стимбой», «Изгнанник», «Стальной алхимик» и другие.
Тем не менее, сказать, что «Стальной алхимик» - обычный паропанк, значит не сказать и половины. Точно классифицировать жанровую принадлежность «Алхимика» очень трудно. В отличие от, например, «Альянса Серокрылых», где жанр определить попросту невозможно, тут проблема кроется в другом. В случае с «Алхимиком» какой-то жанр можно банально забыть указать. Помимо типичных паропанковских путешествий на поездах в этом сериале также наблюдаются элементы мистики, драмы, эпоса, экшна, хоррора, триллера, комедии, фантастики, фэнтези, постапокалиптики и детектива. В связи со столь огромным количеством поджанров невероятно трудно понять, с какой же стороны подходить к этому сериалу, чтобы наиболее логично его оценить. С одной стороны, «Алхимик» — это длинное и немного камерно-комичное путешествие двух братьев к заветной цели, которая при приближении к ней не только удаляется, но и становится все более размытой. С другой стороны, «Алхимик» — это объемный эпос с десятками персонажей, политическими интригами, воюющими государствами, алчными милитаристами, сумасбродными учеными, научными достижениями и гибелью целых народов.
На мой взгляд, способность совмещать небольшое камерное и огромное эпическое - есть главная находка авторов. При всей своей разносторонности эпическая составляющая сериала, натыкаясь на бродяжничество двух братьев, никак от этого не страдает. А сами же похождения братьев, наоборот, лишь набирают обороты при совмещении с большим эпическим. В результате одно способствует другому, создавая тем самым очень закрученный сюжет. Да, наверное, сюжет — это основное, что есть в «Алхимике». Посмотрев сериал, первое, о чем хочется поговорить — это сюжет. Само собой, я не буду его описывать и анализировать, так как описывать и анализировать 51 эпизод в крохотном эссе — занятие весьма сомнительное и неблагопристойное, однако факт остается фактом, «Алхимик» захватывает, и в первую очередь захватывает именно сюжетом. Прорисовка характеров, их драмы, романтические или комедийные отношения персонажей — все это, безусловно, важно, порой, даже интересно, однако исключительно благодаря постоянно закручивающемуся сюжетному клубку сериал смотрится залпом, без остановок. Так, например, большая часть интриг и поворотов происходит в последний момент; авторы не выкидывают все, что только можно выкинуть, в самое начало, начав после этого нудно и приторно тянуть сюжетную резину. Смотря сериал, практически невозможно определить, что же будет через три-четыре эпизода, не говоря о том, что даже в середине сериала невозможно понять, кто же из целой гвардии злодеев окажется главным.
Перед написанием этой статьи мне на глаза попалась весьма внушительного размера рецензия г-на Шуклина, где он в типичной для себя форме вынес вердикт сериалу. Вообще, я большой любитель узнать мнение других людей относительного того или иного произведения, так как таким образом всегда можно посмотреть на уже виденное, но под другим углом. В своем труде он сделал упор на персонажах, упрекая их в якобы неполном раскрытии, а также упомянул о слабом позиционировании драматической составляющей. Признаться, психология вещь очень тонкая, а уж разбирать характеры героев — это и вовсе под силу исключительно избранным (никакого сарказма). А вот по поводу драматической составляющей поговорить, как мне кажется, можно. Дело в том, что в «Алхимике» очень много жестких, душераздирающих сцен. Героям спокойно могут отрезать руки и ноги, а город с тысячью жителями без труда может быть вырезан. Во время просмотра сериала может даже показаться, будто при написании сценариев к некоторым эпизодам идеи черпались из фильмов о холокосте. В своей статье Шуклин пишет, что подобные эпизоды весьма плохо рифмуются с эпизодами иного содержания, в результате чего теряют свой эффект. Мне лично нечто подобное вспоминается в сериале «Моя девушка…», а также в фильме «Босоногий Гэн», где драма быстро сменялась, в первом примере, психоделической фантастикой, во втором, слишком жизнерадостным концом. После этого невольно приходится соглашаться с тем, что перерыв между драматическим эпизодом и эпизодом иного содержания должен быть более значительным, чем-то вроде «минуты молчания». Этим же, как написал, Шуклин страдает и «Алхимик». Спорить с подобным доводом можно долго, взвешивая все «за» и «против», тем не менее, в поддержку описываемого сериала можно привести лишь тот факт, что он очень длинный, а, следовательно, чрезмерная отдача именно драматической составляющей невольно превратит его в невыносимую пытку. Фильмы о холокосте или атомной бомбежке ужасны, но они идут 2-3 часа. Тут же пришлось бы высиживать больше 20 часов, лицезрея гибель народов и постоянные мучения героев. Тяжко как-то получается...